pavell: (Питер)
[personal profile] pavell
Советский кинематограф-2
Кино – это сказка. В нём ложь, да намёк. Добрым молодцам урок. Так что же извлекал среднестатистический добрый молодец из советского кинематографа?
Прежде всего, а каков смысл кинематографа в целом? Кино должно учить прекрасному-доброму-вечному. Поднимать человека. Демонстрировать, что за хорошие поступки следует воздаяние. Как морально-нравственное, так и материальное. Герой, сделавший правильный выбор, поднявшийся над собой, должен получить награду. Так не всегда бывает в жизни, но таков творческий закон. В кино нужен «счастливый конец» (хеппи-энд).
Рассмотрим, например, недавно вновь прогремевший фильм «Назад в будущее». О чём он (я беру первую серию)? Да о том, что если быть смелее, верить в себя и работать – всё получится. Фильм начинается с утверждения, что главный герой – потомственный неудачник. Его отец находится в рабстве у хамящего босса, а мать вышла за него замуж только потому, что он свалился с дерева на дорогу перед автомобилем её отца. Марти Макфлай слетал в прошлое и помог отцу, тот перестал быть неудачником. В новом варианте настоящего отец Марти – успешный писатель-фантаст, в гараже стоит роскошный автомобиль, в начале фильма принадлежавший боссу. Сам бывший босс – прислуга в доме.
Логика фильма понятна: поступаешь правильно, активно действуешь, борешься за свои права – получаешь награду.
В советском фильме главный герой, как правило, в награду за свою храбрость и отвагу получает либо Облом, либо Ноль. И это в лучшем случае. Рассмотрим вскользь советские фильмы.
Кин-дза-дза. Ни дядя Вова, ни Скрипач ничего не получают по итогам своих приключений. Единственный наработанный ими социальный навык – приседать перед уборочной машиной с проблесковым маячком. То есть чуваки были рабами на далекой планете и сохранили рабские навыки на Земле. Это настоящее кю!
12 стульев. Главный герой, активный и деятельный Остап Бендер – зарезан. Почти добытые им сокровища отданы «трудящимся». Случайно нашедший клад сторож получает копеечную награду.
Чародеи. Главный герой «Иванушка», рабочий на заводе музыкальных инструментов, получает обратно свою невесту. То есть Ноль. Социальный статус не меняется. Невеста, «Аленушка», вместо выполнения «списка Сатанеева» (квартира, машина, место зам. Директора НУИНУ по науке) получает прежнего жениха. То есть тот же Ноль. Ни она, ни он не извлекают никаких уроков из ситуации. Сатанеева, правда, увольняют. Но в должности остаётся чиновница Шамаханская, являющаяся единственным виновником всех злоключений (это она наложила заклинание «зимнего сердца»). Ничего не получают и помощники главного героя Корнеев и Брыль.
Девчата. Советская агитация за выезд к черту на куличики работать лесорубами. Этого уже достаточно. Еще на целину далекую можно ехать. В бараки и в палатки. Это для простых русских лохов. А для начальства «дворец Кремля огнем сияет. Там Сталин в роскоши живет. И на банкетах выпивает. За голодающий народ» (с) Жигулин.
Покровские ворота. Злобная советская баба гнобит своего бывшего мужа, интеллигентного еврея. В результате дикой борьбы интеллигентнейший «Равикович» сбегает со своей невестой на мотоцикле. Итого – в лучшем случае ноль. «Если вы будете истерически бороться с глупой советской бабой, то сможете от нее убежать». Э, кхм. Фильм заканчивает разрушением дома, где жил главный герой Костик.
Формула любви. Влюбившийся в русскую девушку магистр Калиостро получает облом сначала по сексуальной, а потом и по уголовной линии. То есть ДОБРОВОЛЬНО сдается римским властям, а те сажают его в замок Святого Ангела (погуглите, что это за место).
Тот самый Мюнхгаузен. Заканчивается, вообще то тем, что главным героем выстреливают из пушки на Луну. То есть у Захарова Мюнхгаузен – самоубийца.
Обыкновенное чудо. Финал – пожар дома Волшебника, намеки на смерть его жены. Ах да, Медведь не стал настоящим медведем. То есть максимум по нулям.
Не может быть. Новелла первая – завмага Горбушкина сажают в советский концлагерь. Ха-ха! Новелла вторая – бедлам в советских семьях. Хи-хи! Новелла третья – брак главного героя разваливается прям на свадьбе. Хо-хо!
Иван Васильевич меняет профессию. Фильм хорош, но он, вообще-то, сон (или галлюцинация) Шурика. То есть по нулям. Сравните с путешествием во времени в «Назад в будущее».
Детские фильмы
Гостья из будущего. Мечта советских школьников, фапабельная Алиса Селезнева уходит, за ней закрывается сначала дверь машины времени, а потом и каменная стена. Главный герой, отважный Коля, не получает вообще ничего и идёт нафиг.
Приключения Электроника. Электроник просто возвращается в школу. Никто не получает ничего.
Приключения Петрова и Васечкина. Сюжет – постоянные обломы Петрова и Васечкина в каждой новелле. Все их затеи заканчиваются неудачами. Если кому интересно, могу сделать отдельный разбор.
Москва-Кассиопея. По нулям. «Не пора ли домой, друзья?», спрашивает юных космонавтов космический гебист Смоктуновский. Пора. Даже коробку инопланетных конфет не подарили.
Большое космическое путешествие. Гениальная музыка Рыбникова и сюжетный облом, так впечатливший раннего Пелевина – никакого полета нет, детки весь сюжет сидели в канализации.
Так обстоят дела если не со всеми советскими фильмами, но с очень многими. Развод на бесплатную работу, попытки заставить отказаться от материальных благ в пользу тоталитарного государства с помощью морального шантажа, постоянные социальные обломы главных героев.
Этот психологический облом, транслируемый советской культурой, и составляет суть советчины.
Поэтому не смотрите советские фильмы. В них положительный герой подвергается обязательному моральному облому.
Смотрите американцев. У них всё правильно.

Date: 2015-10-27 11:11 pm (UTC)
From: [identity profile] igor734.livejournal.com

Хиппи энды, помнится, считались буржуазным пережитком, влиянием запада. И вообще, советский человек должен был за счастье почитать безвозмездный труд на благо общества; требование вознаграждения считалось "рвачеством" :)))

Date: 2015-10-28 10:02 am (UTC)
From: [identity profile] pavell.livejournal.com
Вот-вот;)))

Date: 2015-10-28 12:06 am (UTC)
From: [identity profile] khathi.livejournal.com
Ну так почитайте широко ходившую лет пять назад статью о поколениях послевоенных женщин и психологической травме, которую оставила на них война. Софья Власьевна — как раз из первого, того самого военного поколения, эмоционально убитая и способная думать только о работе. Значит и советский гражданин должен бы думать только о ней же.

Date: 2015-10-28 12:44 am (UTC)
From: [identity profile] dead-doomer.livejournal.com
>>Кино должно учить прекрасному-доброму-вечному.

Кому должно?

>>Смотрите американцев. У них всё правильно.

Потому оно и скучное, как орфографический словарь.

Хотя, надо сказать, что в былые годы даже правильное-правильное американское кино умело доставлять, когда "хеппи энд" ещё не стал повсеместным. Но эти времена ушли ещё в пятидесятые. С тех пор вообще одна приторная жвачка.

Date: 2015-10-28 10:00 am (UTC)
From: [identity profile] pavell.livejournal.com
Однако весь мир смотрит именно американское, а не советское кино.

Date: 2015-10-28 11:06 am (UTC)
From: [identity profile] dead-doomer.livejournal.com
А миллионы мух не могут ошибаться. А аспирантуру заканчивает в разы меньше людей, чем среднюю школу.

Кстати, "весь мир" смотрит в разы больше национальных сериалов, чем американских, или, тем более, полнометражек. По просмотрам в России "Улицы разбитых фонарей" сделают "Игру Престолов" как ребёнка.

Полнометражки -- это вообще так, вишенка на торте.

Date: 2015-10-28 11:34 am (UTC)
From: [identity profile] saratov1976.livejournal.com
Согласен в Вами полностью. По мне грустный конец правдивее и лучше человека к реальной жизни приготовит, чем приторная сказочка.

Date: 2015-10-28 08:28 pm (UTC)
From: [identity profile] pavell.livejournal.com
А почему вы мухами считаете других, а не себя?

Date: 2016-04-30 06:39 pm (UTC)
From: [identity profile] harmfulgrumpy.livejournal.com
У Германыча про "Гостью из будущего" http://germanych.livejournal.com/279193.html

Date: 2015-10-28 01:36 am (UTC)
From: [identity profile] rms1.livejournal.com
Из рассмотрения выпал огромный пласт фильмов про войну, всегда заканчивавшихся победой - реальной или грядушей.

Date: 2015-10-28 09:36 am (UTC)
From: [identity profile] pavell.livejournal.com
Так победа - она в советской парадигме для начальства.

Date: 2015-10-28 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] veraprok.livejournal.com
у, а герои-то что получили? Протез на ампутированную ногу, комнату в коммуналке, и, кроме этого, вероятность загреметь в концлагерь, как и многие генералы-орденоносцы?

Date: 2016-05-25 01:55 pm (UTC)
From: [identity profile] irae-dei.livejournal.com
Зато Василь Быков так отписался о войне, что просто шедевр фейлов у главных героев, и мрачная депрессивность.

Date: 2015-10-28 03:38 am (UTC)
From: [identity profile] t-d-v.livejournal.com
Офицеры забыли, там хеппи-энд. Вместо красных шаровар в итоге красные лампасы и власть. Но зацикленность судьбы всех поколений семьи. От погон хрен уйдешь. И смерть сына. Правда быт меняется от зановесочек в казарме до нормальных квартир в большом городе.

Date: 2015-10-28 04:24 am (UTC)
From: [identity profile] gena-t.livejournal.com
>> Социальный статус не меняется.

Может быть в этом все и дело. Какого-то успеха в СССР конечно можно было добиться, но ведь это же все через карьеру, быстро и сразу это почти нигде не бывает. А много денег законно получить было практически невозможно. Можно было наверное на какой-нибудь дочке большого начальника жениться, но такое бы цензура наверное не пропустила. В общем непонятно, как реалистично и интересно можно было показать успех. Теоретически в каких-нибудь производственных фильмах такое могло быть, но я их уже и не помню, может вообще не смотрел.

PS

Вспомнил еще один фильм с историей успеха - Собака на сене.

Но там конечно Лопе де Вега виноват, у советских авторов он бы во всем признался.
Edited Date: 2015-10-28 04:25 am (UTC)

Date: 2015-10-28 06:07 am (UTC)
From: [identity profile] 2d.livejournal.com
"Можно было наверное на какой-нибудь дочке большого начальника жениться, но такое бы цензура наверное не пропустила."

Ну "Курьер" Шахназарова можно вспомнить, но там герой сделал выбор в пользу раздолбайства, хотя шансы поиметь дочку писателя у него наверное были.

Date: 2015-10-28 09:39 am (UTC)
From: [identity profile] pavell.livejournal.com
В Собаке на сене крайне неприятный успех. Да и не советская пьеса.

Date: 2015-10-28 05:18 am (UTC)
From: [identity profile] till-j.livejournal.com
Да, это ж надо было так много написать для столь ничтожного вывода. Прямо сцена с Басовым вспоминается из "Я шагаю по Москве"

Date: 2015-10-28 06:08 am (UTC)
From: [identity profile] 2d.livejournal.com
Знатная херня конечно написана. Автор с кинематографом довольно поверхностно знаком.

Date: 2015-10-28 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] veraprok.livejournal.com
Ну так приведите обратный пример, если вы знакомы не поверхностно.

Date: 2015-10-29 12:07 pm (UTC)
From: [identity profile] exidnus.livejournal.com
Автор аргументирует, а Вы этого сделать не способны.

Date: 2015-10-28 06:18 am (UTC)
From: [identity profile] lesha74.livejournal.com
Важный момент упущен. "Могли и убить". А по нолям уже достижение.

Date: 2015-10-28 09:57 am (UTC)
From: [identity profile] pavell.livejournal.com
Это правда;)))

Date: 2015-10-28 07:33 am (UTC)
From: [identity profile] saninartem.livejournal.com
Мне интересно, какой-такой хэппи-энд (в понимаемом смысле) у Тома Сойера и Гека Финна, у Скарлет О'Хара, у Майкла Корлеоне, у Форреста Гампа.

Еще забавно, что хэппи-энд понимается исключительно в виде "пацан к успеху шел". Сохранить свою любовь ("Чародеи") или найти ее ("Обыкновенное чудо"), пережить незабываемые приключения (детские фильмы) - это все фигня. Только счет в банке, только хардкор. И чтоб начальник мыл твою машину.
Без этого жизнь - не в радость.

Date: 2015-10-28 09:35 am (UTC)
From: [identity profile] pavell.livejournal.com
Гека Финна усыновили. Том Сойер помог обезвредить преступника. Майкл Корлеоне стал доном мафии.
Про Скарлет и Гампа не помню - про первую смотрел в детстве, про второго вообще не смотрел.

Date: 2015-10-28 10:26 am (UTC)
From: [identity profile] saninartem.livejournal.com
Если "помог обезвредить преступника" и "усыновили" - это хэппи-энд, то претензии к "советским" детским фильмам я не понимаю от слова "совсем". Там все то же самое, вообще-то. Произведениям о детях вообще свойственны вненациональные черты.

Майкл Корлеоне стал доном мафии, потерял половину семьи, другую сам прикончил (как и друзей), жена ушла, дочь убили (и он заслуженно винит в этом себя и свой образ жизни). Умер одиноким человеком. И вряд ли было кому проронить по нему слезу.
Тот молодой человек, что вернулся из армии в 1945 - добрый, открытый, мечтающий построить свою жизнь вне преступного мира - умер на много лет раньше.
Зашибись хэппи-энд. Ну, зато "пацан к успеху пришел". Собственно, Коппола и показывает всю ничтожность этого убогого стремления по сравнению с по-настоящему важными вещами. Все как в "советском" кино, однако.

Кстати, если все произведения оценивать с этой точки зрения, то Онегина отвергли, Ромео и Джульетта умерли, Гамлет - тоже (а его страну заняли норвежцы), Зигфрида/Сигурда предали и убили, Митю Карамазова посадили невинного, Болконский умер от ран. Обращая взор в даль веков: Прометею выклевали печень, Гильгамеш не смог оживить Энкиду...
Во, вспомнил хэппи-энд: убийца Раскольников раскаялся, отбыл каторгу и соединил свою жизнь с бывшей проституткой. Ой, в модель "пацан к успеху шел" тоже не вписывается....
Короче, "литература для рабов". Надо смотреть американские фильмы (избранные, очевидно), у них все правильно.

Смешные вы, люди, называющие себя "русскими националистами".
Edited Date: 2015-10-28 11:00 am (UTC)

Date: 2015-12-14 10:27 am (UTC)
From: [identity profile] ext-1625578.livejournal.com (from livejournal.com)
Форест Гамп стал миллионером - акционером "Эппл", Скарлет О`Хара вылезла из нищеты и стала железной леди. Том Сойер и Закадычный Финн - у Марка Твейна есть продолжения про их приключения ("Том Сойер за границей" и т.д.), где они становятся успешными людьми, путешествуя по миру.

Date: 2015-12-15 04:46 am (UTC)
From: [identity profile] saninartem.livejournal.com
Да, действительно, Форрест Гамп всю жизнь стремился стать миллионером, а то, что его любимая умирает от СПИДа - это так, пустяки.

Насколько Скарлет счастлива, став "железной леди" - тоже, по-моему, очевидно. В конце книги/фильма аж светится от счастья. Всего добилась.

Впрочем, если даже это надо доказывать...

Date: 2015-10-28 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] veraprok.livejournal.com
У Тома Сойера И Г.Финна, как вы помните, они нашли огромный клад, целое состояние, страшно разбогатели, и, кроме того, в их городке эти мальчишки стали пользоваться огромным уважением. Это ли не приз?
Ну, а Скарлетт О Хара - это совсем другое дело, она же отрицательная героиня, которую авторша с самого начала замыслила примерно наказать. Вот если бы она была положительная и в конце облом - тогда другое дело.

Date: 2015-10-28 10:20 am (UTC)
From: [identity profile] glaue2dk.livejournal.com
Плохо помните. Там после этого есть ещё "Энциклопедия американской жизни" с путешествием по Миссисипи и потом ещё более слабое произведение про полёт на воздушном шаре.

Date: 2015-10-28 10:51 am (UTC)
From: [identity profile] saninartem.livejournal.com
Ага, такой приз, что Геку пришлось сбежать от отца и шататься по Миссисипи с беглым негром. Жизненный успех, как он есть.
Опять же, не будем забывать критерии. Успех, который возможен в "советском" фильме - это не успех. На мой-то взгляд, там вполне счастливый конец.

Скарлетт О'Хара - не отрицательная героиня. Начнем с того, что Митчелл очевидно приписывает ей свои переживания по поводу судьбы Юга.
Конечно, она и не "положительная". Она сложная. В хорошей литературе так бывает, однако, что мир не делится на героев и негодяев.

Date: 2015-10-28 08:01 am (UTC)
From: [identity profile] yuan-lj.livejournal.com
В целом верно, но есть исключения.

"Золотой ключик" - хорошие герои обогатились.
"Кавказская пленница" - Шурик завоевал сердце красавицы.
"Бег" - хорошие герои выигрывают деньги и на что-то хорошее их тратят (не помню, на что).


Date: 2015-10-28 09:58 am (UTC)
From: [identity profile] pavell.livejournal.com
Ну где герои обогатились в "Золотом ключике"?;)))

А Шурик вызывает тошноту одним своим видом.

Date: 2015-10-28 10:09 am (UTC)
From: [identity profile] yuan-lj.livejournal.com
Помню, что Буратино открыл какую-то дверь, и там было много денег, потом они на корабле ехали. В каморку папы Карло он точно не вернулся, значит, изменил свою жизнь к лучшему. Остальные сбежали от Карабаса, вместо рабов стали вольнонаемными.

Шурик изображал советского инженера. По фильму вышло, что инженером быть круто. Подозреваю, что образ заимствовали у Вуди Аллена, но это отдельная история.

Date: 2015-10-28 10:28 am (UTC)
From: [identity profile] veraprok.livejournal.com
""Бег" - хорошие герои выигрывают деньги и на что-то хорошее их тратят (не помню, на что)."
На то, чтобы проиграть на тараканьих бегах.

Date: 2015-10-28 11:47 am (UTC)
From: [identity profile] yuan-lj.livejournal.com
Навел справки. Там всё плохо. На выигранные деньги хороший герой увозит возлюбленную в Советскую Россию 20-х годов.

Date: 2015-11-28 11:55 pm (UTC)
From: [identity profile] borislarsson.livejournal.com
в "Кавказской пленнице" нихрена Шурик не завоевал - ни красавицы, ни справедливости.
Нина умотала на автобусе, а товарищ Саахов "не может сесть"

Date: 2015-10-28 11:38 am (UTC)
From: [identity profile] newotark (from livejournal.com)
Усе должны верить в американску мечту - умереть бохатым! Вперде!

Date: 2015-10-29 10:49 am (UTC)
From: [identity profile] pavell.livejournal.com
То есть ваша цель - умереть небогатым? Но главное - умереть?
Эк вам мозги промыли.

Date: 2015-10-28 11:28 pm (UTC)
From: [identity profile] krol-hydrops.livejournal.com
Обыкновенное чудо. Финал – пожар дома Волшебника, намеки на смерть его жены. Ах да, Медведь не стал настоящим медведем. То есть максимум по нулям.

Нет, там есть и плюсы. В королевстве упразднена смертная казнь: палач сменил профессию.

Кроме того, статус короля был понижен с величайшего до выдающегося, что тоже неплохо. Королей украшает скромность.

Date: 2015-10-29 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] pavell.livejournal.com
Сигнал о либерализации;))).

Date: 2015-10-29 12:45 am (UTC)
From: [identity profile] una-ragazza-o.livejournal.com
Интересный пост, я даже задумалась - советские снимали такое кино, потому что были заражены вирусом несчастья, или это фильмы транслировали посыл несчастья и депрессии в народ. Что здесь причина, а что - следствие? Про вирус несчастья можно почитать тут - http://una-ragazza-o.livejournal.com/660725.html.

Date: 2015-10-29 10:48 am (UTC)
From: [identity profile] pavell.livejournal.com
Порабощенный народ всегда несчастен. В этом нет новости.

Date: 2015-11-28 06:59 pm (UTC)
From: [identity profile] hoz-subiekt.livejournal.com
Нет. Это не эксклюзивное свойство советского искусства, советской культуры и "советчины". Истоки этого в Евгении Онегине, Бедных людях и Бурлаках на Волге, если не сильно раньше. Вся русская классическая литература основана на "социальных обломах главных героев". Если бы кино в России появилось бы лет на сто раньше, был бы аналогичный список, только с другими названиями и датами.

Date: 2016-05-07 10:59 pm (UTC)
From: [identity profile] kirillovec.livejournal.com
была масса позитивно заканчивающихъ героевъ -- Раскольниковъ у Достоевскаго , да даже, какъ ни странно, ... Вронскiй у Толстого (становился оффицеромъ и отбылъ на войну, которая вызрваетъ вѣсь романъ, фономъ вызрѣваетъ, а съ депрессивной чужой женой растаётся)

"Онегинъ" же просто не дописанъ

Date: 2015-12-03 12:34 am (UTC)
From: [identity profile] talgaton.livejournal.com
потрясающе! именно так оно и есть.
работа такая - людей на работу отправлять.

Date: 2016-02-08 04:58 am (UTC)
From: [identity profile] dfs-76.livejournal.com
"Кин-дза-дза" - герои по итогам своих приключений выбралдись из того инфернума, в котором оказались, это уже победа.
"Чародеи" - "Иванушка" своими активными действиями отстоял свои права на элитную "Алёнушку", которая и в самом деле выглядит ему явно не по чину, и при ином раскладе наверняка бы его бортанула, а теперь ей будет сложнее, сотрудники института по итогам фильма удачно презентовали свою разработку комиссии, что принесет институту немало ништяков, наконец избавиться от говнистого сослуживца - тоже, поверьте мне, уже победа.
"12 стульев" - Бендер сам виноват, не надо было к Кисе Воробьянинову относиться как к карманному шуту. Опять же брачный аферист.
"Обыкновенное чудо" - с человеческой точки зрения быть зятем короля определено лучше, чем таёжным медведем, к тому же мёртвым (охотник, напомню, должен был его после обращения застрелить).
"Покровские ворота" - Равикович из положения домашнего животного при своей уже не жене вырвался, плюс не один, а с Кореневой, вместо старой и уже чужой жены, приобрел молодую. Вин, явный вин!
"Формула любви" - да, Калиостро проиграл, да так ему и надо, старому козлу ("Чего он вообще сюда припёрся? Звали мы его? Скушно нам без него было?", как говорилось в произведении, явно послужившем одним из источников), а простой русский парень-помещик выиграл.
И т.д.

Date: 2016-02-20 07:01 pm (UTC)
From: [identity profile] Виталий Веткин (from livejournal.com)
>>Покровские ворота. Злобная советская баба гнобит своего бывшего мужа, интеллигентного еврея. В результате дикой борьбы интеллигентнейший «Равикович» сбегает со своей невестой на мотоцикле. Итого – в лучшем случае ноль.
То есть молодая (лет на 20 моложе) красивая жена у интеллигенного еврея, у которого из всех достоинств - еврейскость и интеллигентность (он никто, и никогда никем не стал бы, т.к. таланта - ноль), это не успех? Что же тогда успех?
Page generated Jul. 22nd, 2017 04:33 pm
Powered by Dreamwidth Studios